Подготавливаемый Святой и Великий Собор это верный слуга всееретического Экуменизма
(Ожидания – Исторический путь – Главные оценки - Выводы)
В рамках оценки проводимого диалога с Папистами было сказано, между прочим, следующее, что «хотя этот диалог и является из всех остальных самым важным и в византийский период истории он развивался в разных условиях, но он не принес результата, поскольку он утверждался не на верной основе и не на подлинном христианском духе, но навязывался извне посредством насилия, в наши же времена он официально еще не начат».[1] Здесь говориться так, что после раскола диалоги с Папистами были безрезультатными по причине отсутствия верного основания и подлинного христианского духа. В этих диалогах, как нам известно, наши Святые Отцы всегда оставались твердыми и неотступными в православных догматах и всегда поставляли в качестве непременного условия для соединения устранение еретических учений Папизма и возвращение к Православию. Но поскольку паписты упорно отстаивали свои заблуждения, то эти диалоги не принесли никаких плодов. Участники «Совещания» отвергают святоотеческую основу прошлых диалогов, которая выстраивалась на православных догматах, поскольку якобы в них отсутствовал подлинно христианский дух, и они приветствуют введение некой новой основы в ведении диалога, экуменическое вдохновение и перспективу, которые составляют основу для создания «синкретическо-униатского» типа соединения с Папизмом.
Далее высказывается убеждение, что « Православные несут необ-ходимое свидетельство инославному миру», и что «диалог позволит нам проявить почтение, уважение… к духовному величию, евангельскому стремлению, богословской важности Церквей Запада, а вполне вероятно и это дополнит наши собственные воззрения на духовную жизнь Запада. Дело состоит не столько в том, чтобы враждовать с другими Церквами, сколько показать нам посредством обновления нашей духовной жизни и посредством углубления в традицию, что такое нездоровое прорастание, или деформация Запада, может быть уврачевана через возрастание почтения к Православию».[2] Тем не менее, до сих пор опыт диалогов, при имеющихся многочисленных доказательствах, [3], свидетельствует, что мы не только не можем нести «необходимое свидетельство» о Православной вере еретикам Запада, но что мы дошли до совершенно противоположных результатов, то есть мы начинаем вместе свидетельствовать в заблуждении и ереси, и признавать эти ереси как истинные Церкви! Кроме того, как можно "Церквей Запада", которые находятся в заблуждении и духовной тьме рассматривать как обладающих «духовным величием» и «богословской значимостью»? Как могут наши представители также в диалогах обрести «обновленную духовную жизнь», когда они извращают православную веру и не ходят по стопам наших Святых Отцов? Там где искажается вера, там искажается и духовная жизнь и невозможно ее обновить, возродить.
III Предсоборное Совещание также вела напряженную работу по вопросу «»Вклад поместных Православных Церквей в распространение христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и отмены расовой дискриминации». В рамках этого вопроса была сказано кроме всего следующее: «Поместные Православные Церкви в самом тесном сотрудничестве со всеми любящими мир сторонниками остальных религий мира, считают своей обязанностью трудиться ради мира на земле и распространения братских отношений между всеми народами». [4]
Святые и богоносные Отцы раз и навсегда дали четкие и вполне ясные разъяснения по вопросу об отношении к еретикам и инославным на основании, конечно же, евангельского учения и решений Вселенских Соборов. Никто не сомневается в том, что войны, конфликты, кровопролитие и террористические акции не согласны с волей Божией. Все они являются следствием греха и отступничества человека от Бога, и только тогда они исчезают, когда человек с покаянием возвращается к Богу, в лоно Церкви, и затем исполняет волю Божию. Церковь, конечно же, указывает на способ лечения зла, но она не может превратиться в некую светскую миротворческую организацию, дабы не оказаться в ловушке светских ролей, потому что тогда она роковым образом секуляризуется и выродится, и утратит свою спасительную миссию. Миссия Церкви состоит в том, чтобы примирить человека с Богом, которое представляет собой необходимое условие для того, чтобы примирить в дальнейшем между собой и людей. Миссия Церкви заключается в приношении себя Христу, единственному миротворцу, Который согласно Апостолу является «миром нашим» (Еф. 2,14). В Православной Церкви мира не носит мирской, светский характер не просто означает отсутствие войны, но он является по Апостолу плодом Святого Духа: «плод же духа: любовь, радость, мир….» (Гал 5,22). Кроме того Христос противопоставил ниспосылаемый Им Его собственный «мир», который является плодом Духа, «мирскому духу»: «мир Мой даю вам: не так как мир дает, Я даю вам» (Ин 14,27. ). То есть Я даю вам Мой собственный мир, но не тот, который дает мир. Этот мир Христов, и только этот, призвана давать Церковь миру, который существует, и только от Церкви он приносится, и мир иной приносится миру.
Кроме того, мир не всегда похвально, не всегда похвален мир, и не всегда война является предосудительной. Есть порицаемый мир, когда мы идем на компромисс с заблуждением и предаем истину, и есть похвальная война, о которой говорит и Сам Христос: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю4 не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невесту со свекровью ее. И враги человеку домашние его» (Мф. 10, 34-36). Святой Иоанн Златоуст, комментируя слова Христа, говорит: «Единогласие не всегда бывает хорошо. Так было и при столпотворении (Вавилонском). Худой мир был разрушен добрым несогласием, и был водворен мир»[5]. А свт. Григорий Богослов утверждает: «Лучше похвальная война нежели мир, отделяющий от Бога»[ 6]
Тексте документа III Предсоборного Совещания даже говорится о «тесном сотрудничестве со всеми группами любящими мир, то есть религиями мира. Однако как мы можем дружить и сотрудничать с другими религиями, которые находятся во тьме заблуждения, при этом не обращая внимание на богодухновенное слово Апостола: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными; ибо какое общен ие праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»(1 Кор. 6, 14).
Б) Учреждение «Конгрессов-Встреч» и «Совещаний» по вопросам жиз-ни Церкви
Вселенский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) созвал в 1923 году, как уже отмечалось ранее, в первый раз в истории Церкви, «Всеправославный Конгресс». Благодаря его работе учреждается некое нововведение, порядок проведения «Конгрессов-Встреч», который становится каким то весьма заначимым институтом в жизни Церкви. То есть таким образом, по крайней мере на всеправославном уровне, забывается о вековом установлении, которое восходит ко временам самих Апостолов - институте Соборов, который был учрежден для разрешения стоящих перед Церковью вопросов, имеющих главным образом имеют вселенский характер. И усваивается некое новшество экуменического характера, которое чуждо Православному Преданию, и которое восходит более к Конгрессам и Совещаниям, съездам протестантов ВСЦ. Различие между протестантским «Конгрессом» и «Совещанием» с одной стороны, и Православных Соборов – с другой стороны носит существенный характер, потому что на Православных Соборах принимают участие все епископы поместных Церквей, в то время как в Протестантских Конгрессах и Совещаниях принимает участие ограниченное число представителей от каждой протестантской группы. Исключение от участия в Заседаниях и в Совещаниях всех епископов, и участие в них ограниченного числа представителей составляет серьезнейшую проблему. То есть тем самым патриархам и архиепископам Автокефальных Церквей экуменистам по мировоз-зрению будет предоставлена возможность избирать лиц в качестве представителей от поместной Церкви по их выбору, которые не обладают православным мышлением, но имеют экуменические воззрения и убеждения.
В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ ТЕРМИН «КОНГРЕСС-ВСТРЕЧА» МЕ-НЯЕТСЯ, И ЕГО ПРЕЕМНИКОМ СТАНОВЯТСЯ НАЗВАНИЯ «ПРОСИНОД», «ПРАВОСЛАВНОЕ СОВЕЩАНИЕ», «ПРЕДСОБОРНОЕ ВСЕПРАВОСЛАВНОЕ СОВЕЩАНИЕ», КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ВСЕ ТОТ ЖЕ ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. IV ПРЕДСОБОРНОЕ СОВ-ЕЩАНИЕ, ПРОХОДИВШЕЕ В ЖЕНЕВЕ, В 1968Г., ОТМЕНИЛО ТЕРМИН "ПРОСИНОД" И УСТАНОВИЛО ЭТО - "ПРЕДСОБОРНОЕ ВСЕПРАВОСЛАВНОЕ СОВЕЩАНИЕ," КАК ТЕРМИН И КАК МЕТОД ПОДГОТОВКИ СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО СОБОРА, ПО СЛЕДУЮЩИМ СООБРАЖЕНИЯМ: «СОВЕЩАНИЕ ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ, ПОКОЛЬ-КУ ПРОСИНОД ПРЕДАН ЗАБВЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТЕРМИНА И КАК ЭТАПА ПОДГОТОВКИ СОБОРА, ПОСКОЛЬКУ ОН НЕ ОТВЕЧАЕТ РЕАЛИИ, И НЕ ОТВЕЧАЕТ НУЖДАМ НАШЕГО БОГОСЛОВИЯ СОБОРОВ. ОН ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОЛОГИЗМОМ, ПОСКОЛЬКУ ЦЕРКОВЬ ПРИЗНАВАЛА ТОЛЬКО ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ, ИЛИ ЖЕ ПОМЕСТНЫЕ, БОЛЬШИХ ИЛИ МЕНЬШИХ РАЗМЕРОВ, НО ВСЕГДА БЫЛИ СОБОРЫ, НИКОГДА ЖЕ НЕЧТО МЕНЬШЕЕ СОБОРА, НЕКИЙ КВАЗИ «ПРОСИНОД»[7]. НО ЕСЛИ ТЕРМИН «ПРОСИНОД» ЯВЛЯЕТСЯ НЕУМЕСТНЫМ, ОН СПРА-ВЕДЛИВО ОТКЛОНЕН, ТО В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ВЕРОЯТНО НЕПОДХОДЯЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ И ТЕРМИН «ПРЕДСОБОРНОЕ ВСЕПРАВОСЛАВНОЕ СОВЕЩАНИЕ», НЕ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ОНО ЧУЖДО ПРАВОСЛАВНОМУ ПРЕДАНИЮ, НО И ПОТОМУ, ЧТО «ПРЕДСОБОРНЫЕ СОВЕЩАНИЯ» ПОЧТИ ЧТО ЗАМЕНЯЮТ МЕСТО «ПРОСИНОДА», ПОСКОЛЬКУ И В ДАННОМ СЛУЧАЕ СОБОРНО ПРИНИМАЮТСЯ ИМЕЮЩИЕ СИЛУ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ, КАК ОЖИДАЕТСЯ, УСВОЕНЫ И СВЯТЫМ И ВЕЛИКИМ СОБОРОМ.
ОДНАКО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ИМЕЕТ ТОТ ФАКТ, ЧТО ПРИНЯТЫЕ НА СОВЕЩАНИЯХ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИМЕЛИ СОБОРНЫЙ ХАРАКТЕР, ОДНАКО ЖЕ ОНИ НЕ ДАЮТ ПРАВО ГОВОРИТЬ, ЧТО СВЯТОЙ ДУХ БУДЕТ ГОВОРИТЬ НА БУДУЩЕМ СОЗВАННОМ СВЯТОМ И ВЕЛИКОМ СОБОРЕ. КЛАССИЧЕСКИМ ПРИМЕРОМ, КОТОРЫЙ ДОКАЗЫВАЕТ ВЫШЕ ПРИВЕДЕННЫЙ ВЫВОД, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ РЕШЕНИЙ IV ПРЕДСОБОРНОГО СОВЕЩАНИЯ (2009Г.), КОТОРЫЙ ЗАНИМАЛСЯ ВОПРОСОМ ДИАСПОРЫ, ДАЖЕ ДО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ В БУДУЩЕМ СОЗЫВАЕМОГО СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО СОБОРА. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЗАРАНЕЕ ПРИНИМАЮТСЯ РЕШЕНИЯ, В КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ИГРАЕТ ДОМИНИРУЮЩУЮ ИЛИ ДАЖЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ, ЧТО, ПО СУТИ, ЯВЛЯЕТСЯ НАСМЕШКОЙ НАД СВЯТЫМ ДУХОМ, И ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИХ ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ ВСЕЕРЕСИ ЭКУМЕНИЗМА. КАК ЭТО ВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ ТАКОЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ, СОВЕ-РШЕННО ЧУЖДЫЙ ТРАДИЦИИ НАШЕЙ ЦЕРКВИ, БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ ТАКИМ СОБОРОМ В КАЧЕСТВЕ СОБЫТИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, ГДЕ БУДЕТ ВДОХНОВЛЯТЬ И БУДЕТ ГОВОРИТЬ ЧЕРЕЗ ЧЛЕНОВ СОБОРА САМ СВЯТОЙ ДУХ? ИТАК, В БУДУЩЕМ СОЗЫВАЕМЫЙ СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ СОБОР, ЕСЛИ ОН КОГДА-ТО И СОБЕРЕТСЯ, БУДЕТ НИ ЧЕМ ИНЫМ, ИСХОДЯ ИЗ ТАКИХ ЕГО ПРЕДПОСЫЛОК, КАК «НЕКИМ ТЕАТРАЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ».
(Продолжение следует…)
Сноски:
1] Γραμματεία ἐπὶ τῆς προπαρασκευῆς τῆς Ἁγίας καὶ Μεγάλης Συνόδου τῆς Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας, ΣΥΝΟΔΙΚΑ ΙΙ, …….ο.π. σελ. 113.
[2] Γραμματεία ἐπὶ τῆς προπαρασκευῆς τῆς Ἁγίας καὶ Μεγάλης Συνόδου τῆς Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας, ΣΥΝΟΔΙΚΑ ΙΙ, …….ο.π. σελ. 115.
[3] Παραπέμπουμε τὸν ἀναγνώστη σὲ ἐργασία μας μὲ τίτλο «Ἡ Ὀρθοδοξία μπροστὰ στὴ θύελλα τοῦ συγχρόνου Προτεσταντικοῦ καὶ Παπικοῦ Οἰκουμενισμοῦ», Πειραιὰς 2012, Ἔκδοση Β΄, σελ.41-52 & 86-91.
[4] Μητροπολίτου πρώην Ἑλβετίας Δαμασκηνοῦ, Πρὸς τὴν Ἁγίαν….ο.π. σελ. 87-88.
[5] Βλ. Ὑπόμνημα εἰς τὸ κατὰ Ματθαῖον Εὐαγγέλιον, Πάν. Τρεμπέλα, Ἀθῆναι 1951, σ. 212.
[6] Γρηγορίου Θεολόγου, Ἀπολογητικός της εἰς Πόντον φυγῆς 82, ΕΠΕ 1,176.
[7] Περιοδ. «Ἐκκλησία», ἀριθ. 13-14, [1 καὶ 15.7.1968], σελ.309.
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.